Среда, 23.05.2018, 02:15
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ Рождественская СОШ

Тверская область Фировский район ул.Школьная д.2 (48 239)5-11-26

Случайное фото
Меню сайта
Форма входа

ПОГОДА
конкурс
конкурс сайтов
интернет
Поиск
Архив записей
ГОЛОСУЙ
Проголосуй за наш сайт

Каталог статей

Главная » Статьи » Разработки учителей

План урока литературы в 5 классе

Тема урока: Раздумья Н.А.Некрасова о судьбе народа в стихотворении «На Волге».

Цели урока:

Учебная – расширить представление учащихся о жизни и творчестве Н.А.Некрасова.

Развивающая – формировать у учащихся коммуникативные навыки во время парной  работы, развивать речь, мышление учащихся, умение видеть и чувствовать красоту слова.

Воспитательная – развитие высокого гражданского чувства, любви к Родине. Сострадания к угнетенным, ощущения прелести русской природы.

 

 

Оборудование урока:

Презентация «Биография Н.А.Некрасова», карточки с заданиями, учебники, тетради, словарь В.И.Даля, лапти, репродукция картины И.Репина «Бурлаки на Волге»

 

 

                                                  Ход урока

 

 

 

Оргмомент.

1.     Сообщение темы урока, задач.                                        Слайд №1

 

  2. Знакомство с биографией Н.А.Некрасова.

«Биографы»

Выступление группы учащихся.                                     Слайд №2,  Слайд №3

№1. Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821 году в местечке Немирове Каменец- Подольской губернии. Затем отец увез семью в родовое имение Грешнево Ярославской губернии. Здесь, близ Волги, среди живописной природы, проходило детство Некрасова. Мать позволяла мальчику играть  с крестьянскими детьми – от них он узнавал о жизни простого народа.

 

 

 

 

 

                                                                                   Слайд №4

№2.  Картины подневольного труда и жизни крепостных, тягостный труд бурлаков, тянущих груженые баржи по Волге – все это с юных лет запало в душу Некрасова.

 

 

 

                                                                                     Слайды  № 5-6

№3.     В десять лет его отдали в гимназию, но в пятом классе мальчик тяжело заболел, несколько месяцев пролежал в постели – гимназия закончена не была. Отец решил отдать сына в военную школу, а сын хотел учиться в университете.

 

                                                                                        Слайды  №7-8

№4.   Семь суток добирался Некрасов до Петербурга. Там он решил не поступать в военную школу. Узнав об этом, отец отказался высылать сыну деньги на его содержание. Некрасов позднее вспоминал: «Я боролся с нищетой, видел лицом к лицу голодную смерть, в 24 года я уже был надломлен работой из-за куска хлеба».

 

№5.   Упорство и настойчивость помогли Некрасову справиться с трудностями. Он стал настоящим поэтом. А главной темой его стихов стала жизнь русского народа – с ее большими трудностями и такими редкими радостями.

 

 

 

 

«Литераторы»

История создания стихотворения (Учебник, с.164)

«Однажды, рассказывая мне о своем детстве, Некрасов припомнил разговор бурлаков, слышанный им ребенком, и передал; пересказав, прибавил, что думает воспользоваться этим воспоминанием в одном из стихотворений, которые хочет написать. Прочитав... «На Волге», я увидел, что рассказанный мне разговор бурлаков передан с совершенной точностью, без всяких прибавлений и убавлений...»,- вспоминал                                         Николай Чернышевский.

 

«Историки»                                                                       Слайд №10

 

 

В стихотворении Н.А.Некрасова мы встретились с такими словами, как бурлаки, баржа, лапти, расшива.

Мы обратились к словарю Владимира Ивановича Даля и выяснили:

Баржа –это грузовое судно без паруса и весел, которое берется в таск (на буксир) пароходом.

В старое время груз обычно перевозили на баржах, расшивах ( небольших судах), к которым привязывали длинные веревки. Их концы прикрепляли к петлям- лямкам. Бурлаки – рабочие надевали эти лямки на себя и, идя по берегу, тянули баржи.

Лапти – это обувь бедняков.   (показать лапти

                                                     Илл. с изображением баржи)

 

 

Учитель:

- Мы выполнили первую задачу. Приступаем к решению второй задачи: знакомство с текстом стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге»

 

4.Работа над текстом стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге»

-Дома вы прочитали стихотворение. Какие чувства у вас возникли при чтении?. Какие слова вам не понятны?

 

Словарная работа

 

А) Чтение первой части (до слов «О Волга!...»

Проблемный вопрос перед чтением:

-Что  узнали о поэте из данной части?

(Давно не был на Волге. Рад, что вернулся в родные места, любит Волгу. Вспоминает детство.)

-чтение 1 части

- ответ на вопрос

Б) Беседа.

-Какие чувства испытывает Некрасов, увидев родные места?

(любовь, восторг)

-Найдите в тексте поэтические выражения, которые показывают переживания автора.

(«..принес привет..», «...светла и величава..», «...трепет прежних дней..»

-Какой эпитет помогает нам увидеть красоту Волги?  (светла и величава)

-В какой момент настроение автора резко меняется?

-Почему для Некрасова было таким неожиданным появление бурлаков?

(их стоны не подходили к светлой реке, красоте природы)

 

В) Поисковая деятельность.

 

-Некрасов прямо не говорит о тяжести труда бурлаков, но заставляет нас сразу это почувствовать. Как? Работаем с текстом.

 

Карточка №1

«Историки»: Найти глаголы, передающие движение бурлаков.

 

«Литераторы»: Найти слова, показывающие, во что переходят стоны бурлаков. Какой эпитет здесь использует поэт7 Почему?

 

«Биографы»: Определить чувство поэта, которое вызывает у него стон бурлаков. Доказать текстом.

 

Учитель: озаглавьте эту часть («Я вновь принес тебе привет...»)

 

2.Чтение второй части стихотворения (по ролям) от слов «О Волга!..»  до слов «Унылый, сумрачный бурлак...» 

Проблемные вопросы перед чтением:

 

 

Карточка №2

 

«Историки»

 

- Какой Некрасов увидел Волгу до встречи с бурлаками?

 

-Какие эпитеты показывают красоту реки?

-Какую строку из стихотворения можно подписать под этим пейзажем? («Волга –колыбель моя»)

 

«Биографы»:

-Какой Волга показалась поэту после встречи его с бурлаками и почему?

 

-Какие слова это подтверждают?

-Подберите подпись к этому пейзажу  («..Рекою рабства и тоски»)

 

-Что же заставило Некрасова посмотреть на все другими глазами? Что он пережил?  Изменилась природа или изменился сам автор?

  Чтение текста

 

 

«Литераторы»:

-Почему бурлак «с болезненным лицом» произвел такое сильное впечатление на мальчика?

 

УСР: опишите бурлака.

-На какую деталь в портрете бурлака обращает внимание автор и почему?

-Почему мальчик почувствовал себя виноватым?

 

 

2.     Чтение последней части  учителем. ( «Унылый, сумрачный бурлак...»)

3.     Беседа:

  -Что, по мнению Некрасова, является главной причиной бедственного положения народа?

        (покорность)

-Какое слово здесь подтверждает этот вывод? (все)

-Как вы поняли значение слов Ярмо, Узник, удел?

 

                        (работа со словарем)

-Какой смысл вкладывает Некрасов в строки:

                     Чем хуже был бы твой удел,

                     Когда б ты менее терпел?

 

-Что же печалит поэта, что возмущает его?

 

Слайд №12

4.     Работа с репродукцией картины И.Репина «Бурлаки на Волге»

 

-Известный русский художник И. Репин написал картину «Бурлаки на Волге». Посмотрите на репродукцию картины и ответьте на вопросы

 

А) Самостоятельная работа. Карточка №3

 

«Историки»:

Составить рассказ о том, что изображено на картине И.Репина «Бурлаки на Волге».

 

«Литераторы»:

Подобрать строки из стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге», которые можно подписать под картиной И.Репина «Бурлаки на Волге».

 

«Биографы»:

Подумайте и скажите, что общего между произведением Н.А.Некрасова «На Волге» и картиной И.Репина «Бурлаки на Волге»?

 

 

5.     Ответы групп

 

7. Обобщение.

-Какой же отклик в ваших сердцах нашло стихотворение Н.А.Некрасова?

-Выберите те слова, которыми можно охарактеризовать автора стихотворения:

 

 Карточка №4 : Любит природу, любит Родину, переживает за народ, равнодушный, патриот, злой, сочувствует народу, восхищается красотой природы

 

Слайд №14

6.     –Как перекликается эпиграф к нашему уроку с темой урока?

 

 

Итоги урока

 

Домашнее задание:

Наизусть отрывок, с 165

Категория: Разработки учителей | Добавил: roghdestvo (12.01.2009)
Просмотров: 9920 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 3.2/10
Всего комментариев: 4
4  
Доброго времени дня
Хочу отметить, что для сайта на скрипте от ucoz, всё весьма не плохо сделано!
Много полезного нашёл для себя.
Браво создателю.:hands:
Предлагаю Всем заработок при общении в социальных сетях
Так же Вы можете продвинуть свой roghdestvo.ucoz.ru в любой социальной сети!
Посмотрите мою статью об этих сервисах
http://bussinesinfo.com/?p=840
И дай Бог процветания Вам и сайту roghdestvo.ucoz.ru

3  
Точняк

2  
-Какой смысл вкладывает Некрасов в строки:

Чем хуже был бы твой удел,

Когда б ты менее терпел?


1  
очень понравился урок, жаль что нет презентации к нему

Имя *:
Email *:
Код *:
...
НАШ ОПРОС
Сколько лет нашей школе?
Всего ответов: 43
Block title
САЙТЫ
...
...
...
...
...
...
...
...
...
Intel ...
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2018

InternetUrok.ru Всероссийские дистанционные викторины от Фактора Роста Сайт